Ученые обнаружили новую угрозу жизни на Земле

Космический телескоп NASA «Чандра» обнаружил сверхновые, способные вызвать массовые вымирания на близлежащих планетах. В исследовании, недавно опубликованном в журнале The Astrophysical Journal Иэном Брунтоном, Коннором О'Махони и Брайаном Филдсом (Иллинойский университет), Адрианом Мелоттом (Канзасский университет) и Брайаном Томасом (Университет Уошберн в Канзасе), была выявлена новая угроза из космоса для планет, подобных Земле.

Благодаря данным рентгеновской обсерватории NASA «Чандра», Swift Gamma Ray Burst Explorer, миссии NuSTAR, обсерватории ЕКА XMM-Newton и других телескопов, авторы исследования определили новую угрозу жизни на планетах, подобных нашей: рентгеновское излучение, испускаемое во время звездных взрывов, может воздействовать на планеты, расположенные на расстоянии более сотни световых лет от таких событий.

Новая угроза состоит в том, что ударная волна поражает плотный газ, окружающий взорвавшуюся звезду. При таком ударе значительная доза рентгеновского излучения может достичь планеты земного типа уже через несколько месяцев или лет после взрыва, и это может продолжаться десятилетиями. Как и предполагалось, за таким интенсивным облучением может последовать массовое вымирание близлежащих планет. Исследование, о котором идет речь, было основано на рентгеновских наблюдениях тридцати одной сверхновой. Их анализ показал, что даже планеты, расположенные на расстоянии около 160 световых лет, могут подвергнуться смертельной дозе радиации. Рентгеновские лучи могут серьезно изменить химический состав атмосферы планеты.  На экзопланете, похожей на нашу, может быть уничтожена значительная часть озона, который защищает жизнь от ультрафиолетового излучения звезды. Это также может привести к исчезновению широкого спектра организмов. В частности, морских организмов, находящихся в основании пищевой цепи, что приведет к вымиранию. После многолетнего воздействия рентгеновских лучей, взаимодействия сверхновой и воздействия вышеупомянутого ультрафиолетового излучения может образоваться большое количество двуокиси азота, что вызовет своеобразную темную дымку в небе. После многолетнего воздействия рентгеновских лучей, взаимодействия сверхновой и воздействия вышеупомянутого ультрафиолетового излучения может образоваться большое количество двуокиси азота, что вызовет своеобразную темную дымку в небе. Наконец, у нас есть важные доказательства, такие как обнаружение радиоактивного изотопа железа в нескольких местах по всему миру, что сверхновые произошли на расстоянии от 65 до 500 световых лет от Земли между 2 и 8 миллионами лет назад.